» » Что такое авторская песня

Что такое авторская песня

Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического
и междисциплинарного изучения

Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического
и междисциплинарного изучения

Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований. Как писал еще А.Белый в статье "Будущее искусство" (1910), "это стремление к синтезу выражается отнюдь не в уничтожении граней, разъединяющих две смежные формы искусства; стремление к синтезу выражается в попытках расположить эти формы вокруг одной из форм, принятой за центр…"[1] .

ЧТО ТАКОЕ АВТОРСКАЯ ПЕСHЯ?
Что такое авторская песня?
Я сейчас хочу об этом спеть.
Если вдруг кому неинтересно,
Полчаса придется потерпеть.

Значит, так. Сперва нужна гитара.
Без гитары петь нельзя никак.
Быть должна гитара очень старой,
Битой и без третьего колка.

Сам жанр авторской песни – антиофициозной, раскрепощенной, неподцензурной – уже во многом определял характер лирического героя Высоцкого, его позицию, его место в мире. Поэтому полезно вспомнить о том, что же такое авторская песня.

Историки считают, что предшественником авторской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. Эта музыка разительно отличалась от той, которую распространяли «сверху», то есть по государственным каналам. Любая авторская песня – это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу. Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную». До сих пор многие помнят эти строки: «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…».

В 1950-х годах студенческие авторские песни стали необыкновенно популярны. Почти каждый слышал песни Л. Розанова, Г. Шангина-Березовского, Д. Сухарева, которые в то время учились на биологическом факультете Московского государственного университета, или же песни Ю. Визбора, А. Якушева, Ю. Кима – студентов Педагогического института имени В.И. Ленина. Их исполняли в походах у костра, во время студенческих выездов, а также на прокуренных кухнях.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» , а также ранние песни М. Анчарова) . Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

Поистине всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике  официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам - молодеть!» и т. д., барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам. Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара. Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Из высказываний об авторской песне

Ты говоришь: "Куда это нас сносит?

Я несказанно так удивлена..."

Припев.

И торопливых слов не понимая,

руки раскинув в небе пустом,

вся ты плывёшь в синей воде мая

брошенным в реку белым крестом.

Припев.

Вёрсты любви, из вдоволь было, вдоволь,

за горизонт ушли, за облака,

только вот жалко вереск тот медовый,

да и, пожалуй, тех мест не разыскать.

Припев.

Владимир Высоцкий

Баллада о Детстве

Час зачатья я помню неточно.

Значит, память моя однобока.

Но зачат я был ночью, порочно,

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе,

Девять месяцев - это не лет.

Первый срок отбывал я в утробе:

Ничего там хорошего нет.

А фестивали, на которые приезжала масса авторов со всех концов Союза? Для этого, города пускались
на различные ухищрения. Мы, например, вписывались в Юморину, или Дни города. Пожалуй, только Москва
наиболее важной заботой считала обрубание «хвостов», поскольку (цитата из песни Б. Бурды) «Любой,
умеющий писАть хоть чуть-чуть, сейчас же едет из Одессы в Москву». Вот немного статистики на 1998
год. На Таллинский Всесоюзный фестиваль, от Украины квота — 6 номеров. Городские, зональные (3 зоны)
и только потом — Всеукраинский. В первых этапах принимало участие (цифра прозвучала на заседании
комиссии по подготовке фестиваля в Киеве) 2054 конкурсанта. А некоторые авторы ехали на север,
и восток, становились там лауреатами, хорошо понимая, что в Украине — не светит. Существует и
другой путь подготовки авторов. Ленинградский «Меридиан» или Минский «Аллея АП», где велась
непрерывная работа с авторами, и все в клубе было нацелено именно на них, но это считалось
столичным снобизмом. Практические результаты этого кризиса — ОЧЕНЬ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ АВТОРОВ
В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ.

Второй системный кризис начался с 1985 года. С перестройки. Сначала робко, а затем — все более
мощно протестный контингент стал заниматься тем, чем ему до перестройки не давали. И многие
покинули движение. Нет, не все полностью ушли, но многие стали реже и реже участвовать в
мероприятиях, занятые бизнесом, политикой и прочим. И в результате, из КСП (клубов самодеятельной
песни) осталось АП (авторская песня) движение любителей поэзии под гитару, литературных изысков,
философского направления. Я не спорю, есть и другие, но эти составляют большинство. А такая
направленность по определению не может быть массовой. Поэтому, начиная с некоторого времени,
большие фестивали начали все более и более превращаться в коллективную пьянку. Пили всегда,
но массовым явлением это стало в 90е. Или в очень большую тусовку, в которой собственно
любители авторской песни занимали все менее и менее заметное место. Пример — Грушинка.

— Новое время — новые песни. Бог его знает, почему так происходит, может быть, просто потребности нет. Есть отдельные люди типа Долиной, Щербакова, но когорты нет, а один человек — в поле не воин. Но я считаю, что в целом будущее у жанра, тем не менее, есть. Более того, он непотопляем. Я в отличие от многих веду его начало не с Окуджавы и даже не с вещего Бояна, а вообще с царя Давида, который первый в письменной истории исполнял стихи под струнный инструмент. Подобное исполнение всегда было и всегда будет. Другое дело, к какому жанру его отнести, как эти песни соотносятся с литературой, с потребностями общества, но авторская песня была всегда, и именно она легла в дальнейшем в основу всех форм литературы — изустное творчество под сопровождение какого-то несложного инструмента было у любого народа. Авторская песня 60-х — всего лишь разновидность этой вечной культуры, приложенная ко времени оттепели.

Ю.Ким

13
Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия 2» г.Балаково Саратовской области Маврина Наталья Александровна

0 комментариев

Наверх